зазоры в подшипниках
Зазоры в подшипниках обеспечивают нормальную работу не только подшипникового узла, но и всего механизма (агрегата) в целом. Отдельной темой курса повышения квалификации механиков и технических специалистов по программе ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов», который ежемесячно проходит в учебном центре компании БАЛТЕХ в г. Санкт-Петербурге, является тема конструкции подшипникового узла. Так, например зазоры в подшипниках качения не учитываются при расчетах номинальной долговечности, но они очень влияют на фактическую долговечность.
Зазоры в подшипниках это величины перемещения, которые образовываются при сдвиге одного кольца подшипника относительно другого при определенной малой измерительной нагрузке, в радиальном направлении это радиальный зазор Gr, а в осевом направлении – осевой зазор Ga.
Оба вида зазоров характерны для всех типов радиальных и радиально-упорных подшипников. Радиальным роликовым подшипникам без бортов свойственны только радиальные зазоры, а упорным шариковым и роликовым – только осевые зазоры.
У подшипников качения различают три вида зазоров (радиальных и осевых):
- начальный или контрольный, определяемый в собранном подшипнике при измерительной нагрузке (зазоры в подшипниках в состоянии поставки);
- посадочный или монтажный, образующийся в подшипнике после его монтажа на вал и в корпус;
- рабочий или эксплуатационный, образующийся в подшипнике под нагрузкой при возникшем распределении температур в его деталях.
Радиальный зазор необходимо контролировать с помощью щупа. Допустимое минимальное значение радиального зазора в миллиметрах после сборки узла для подшипников, изготовленных с зазорами нормальной группы по ГОСТ 24810-81, ориентировочно может быть определено по формуле: Smin = d/3000,
где d - номинальный диаметр отверстия подшипника, мм.
В комплекте участка входного контроля качества подшипников ПРОТОН-СПП-УВХ поставляется устройство для проверки зазоров в подшипниках, согласно нормативов ВНИПП и действующих ГОСТов.