типы подшипников
Слушатели учебного курса ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов», который ежемесячно проходит в учебном центре компании БАЛТЕХ в г.Санкт-Петербурге знают, что согласно ГОСТ 3189-89 четвертый знак (читается справа на лево) в основном условном обозначении указывает тип подшипника - направление воспринимаемой нагрузки и форму тел качения.
Существует всего десять типов подшипников. Все типы подшипников имеют свою специфику в конструкции и предназначены для работы на строго определенных режимах и условиях.
Рисунок | Тип подшипника | Характеристика типа подшипника | динамическая грузоподъемность (сравнительный коэффициент) | предельная частота вращения (сравнительный коэффициент) |
А | Радиальные, однорядные шариковые подшипники | Предназначены для восприятия радиальных нагрузок, и обеспечивают осевую фиксацию валов (корпусов), т.к. могут воспринимать и осевую нагрузку в обе стороны. Величина воспринимаемой осевой нагрузки может составлять до 70% от неиспользованной допустимой радиальной. Допустимый перекос осей колец подшипника на угол не более 0,25°. | 1 | 1 |
Б | Радиальные, двухрядные, сферические шариковые подшипники | Предназначены для восприятия радиальных нагрузок в условиях возможных значительных перекосов колец подшипников (до 2 - 3°). Подшипники допускают осевую фиксацию вала в обе стороны с нагрузкой до 20% от неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Это самоустанавливающиеся подшипники, ввиду того, что дорожку качения наружного кольца выполняют по сферической поверхности, описанной из центра подшипника. Применяются в узлах машин с отдельно стоящими корпусами при несовпадении осей посадочных мест под подшипники или в качестве опор длинных, прогибающихся от действия нагрузок, валов. |
0,8 | 0,9 |
В | Радиально-упорные шариковые подшипники | Предназначены для восприятия комбинированных нагрузок: совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Способны воспринимать чисто осевую нагрузку одного направления. Для восприятия двусторонней осевой нагрузки комплектуются по схемам Х или О Один из бортов наружного или внутреннего кольца срезан почти полностью, что позволяет закладывать в подшипники на 45% больше шариков того же диаметра, чем в обычные радиальные подшипники, что способствует повышению их грузоподъемности. Подшипники по конструктивным особенностям выполняют с расчетными углами контакта шариков с кольцами β= 12° (тип 36000), β= 26° (тип 46000) и β= 36° (тип 66000). Радиально-упорные подшипники применяют в опорах жестких коротких валов и в опорах, требующих регулировки внутреннего зазора в подшипниках. Подшипники, у которых угол контакта β= 45° называются упорно-радиальными. |
1,2 | 1 |
Г | Упорные шариковые подшипники | Предназначены для восприятия односторонних осевых нагрузок. Тип подшипников с двумя рядами тел качения способен воспринимать двусторонние осевые нагрузки. На горизонтальных валах они работают хуже, чем на вертикальных валах и требуют хорошей регулировки или поджатия колец пружинами. Часто упорные подшипники устанавливают в одном корпусе в паре с радиальными подшипниками. | 0,1 | |
Д | Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами | Предназначены для восприятия больших радиальных нагрузок. Грузоподъемность на 70% выше грузоподъемности однорядных радиальных шариковых подшипников одинакового типоразмера. Подшипники легко разбираются в осевом направлении, допускают раздельный монтаж кольца с роликами и съемного кольца, отдельные модификации фиксируют вал в обе стороны | 1,5 | 1 |
Е | Радиальные двухрядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами | Применяют для опор быстроходных коротких валов, требующих точного вращения. Ролики расположены в шахматном порядке. Сепаратор – массивный бронзовый. | 1,5 | 1 |
Ж | Радиальные двухрядные сферические роликовые подшипники | Предназначены для восприятия больших радиальных нагрузок при возможности значительных (2 - 3°) перекосов колец, а также двухстороннюю осевую нагрузку до 25% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Могут работать и при только осевом усилии. Дорожка качения наружного кольца выполнена по сферической поверхности. Ролики имеют форму бочки. Подшипники этого типа применяют в опорах длинных двух и многоопорных валов, подверженных значительным прогибам под действием внешних нагрузок, а также в узлах машин с отдельно стоящими подшипниковыми корпусами. | 2,5 | 0,7 |
З | Радиально упорные конические роликовые подшипники | Предназначены для восприятия значительных совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Радиальная грузоподъемность в среднем на 90% выше, чем у радиальных однорядных подшипников одинакового типоразмера. Эти подшипники имеют широкое применение в машиностроении. Отличаются удобством сборки и разборки, регулировки зазоров и компенсации износов. Угол контакта (половина угла при вершине конуса дорожки качения наружного кольца) β= (9 - 17°) (тип 7000),β= (25 - 29°) (тип 27000). Конические роликовые подшипники применяют в узлах машин с жесткими, двух опорными, короткими валами. |
1,7 | 0,7 |